Qui pro quo
Выкладываю в качестве дополнения к дискуссии в дневнике Саломе(тема от 03 Ноября 2003 г. "За-дол-бало"
на старую как сам фэн-дом тему о гете и слеше.
Мифология современного общества
или новая классификация фанфикшна
(навеяно названиями разделов сайта "Мифомания"
Все рассуждения в этой статье основаны на ГП-фанфикшне. Ситуация в других фэн-домах мне неизвестна, а потому обобщать остерегусь, тем более что источники подобного рода творчества разнятся и очень сильно.
Классификация чего-либо очень выгодная тема – очень благодатная и очень любимая маститыми и не очень профессорами. Львиная доля всех гуманитарных диссертаций строится именно на новой классификации «Черных квадратов» Малевича, стилевых направлений архитектуры этрусков, моделей ступ Бабы Яги и т.п. (нужное подчеркнуть). Логика классифицирования незамысловата и все классификации похожи друг на друга как однояйцовые близнецы. Выбирается объект классификации и выбирается признак, по которому собственно и происходит классификация – и вперед и с песней. С объектом всегда дело обстоит очень просто, а вот признак… Тут уже сложнее. Чем более неожиданны будут проведенные вами параллели, чем более идиотскими сделанные выводы – тем больше у вас шансов получить степень!.. Помнится, был на моей памяти случай, не относящийся правда к делу, но весьма занимательный – защищалась диссертация, в которой соискатель доказывал что такая-то и такая-то картина такого-то и такого то художника (подпись наличествует) НЕ принадлежит кисти этого художника. Прошло на ура, хотя никто ни на минуту не усомнился в подлинности подписи. Так к чему это я?.. Ах да – так вот – вся та диссертация была просто эдакой «зарядкой для хвоста», почти гениальной теорией построенной на заведомо неверном посыле. Такова гуманитарная наука! Одна сплошная «зарядка для хвоста». Вот и я не корысти ради, а токма для собственного удовольствия и удовлетворения жажду внести свою лепту в сонм различных классификаций, а заодно поразмять завалявшийся свой хвост. Итак!
Фанфикшн классифицируется в основном по рейтингу и по пэйрингу (на больших сайтах с локальной поисковой системой существует так же классификация по автору, дате написания и по языку). То есть классификация эта практически целиком и полностью соответствует классификации литературного произведения. Верно ли это? Что для нас фик?.. А что первоисточник?
Помнится на одном из тематических форумов возникал вопрос – верите ли вы в существование Хогвартса и Мира Роулинг? Ответы не отличались разнообразием – подавляющее большинство ответили абсолютно однозначно – да. Верить хочется до изнеможения, до физической боли. Для многих представителей Фан-дома, реальность Роулинг более реальна (прошу прощения за тавтологию), чем то, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни. Реален и мир, и герои созданные на страницах детской книжки. А потому мне кажется приемлемым, с рядом допущений, классифицировать фанфикшн не как литературные произведения, а как мифы. Что есть фанфикшн как не мифотворчество? Как не создаваемая нами картина реальности?
Мифология – это и выражение единства с миром, и попытка объяснить этот мир. Миф – это мироощущение, мировосприятие. Один из законов логики гласит, что невозможно познать систему, находясь внутри этой системы. Но пытаться то никто не запрещал! Миф – это и есть та самая попытка познать систему (под системой я понимаю окружающий нас мир). Что отличает хороший фик?.. Помимо очевидных вещей, - таких как элементарная грамотность и литературная одаренность, фик тем ярче и интереснее, чем более автор верит в реальность описываемого. Фик тем лучше, чем более автор «погружен в систему», фик тем более талантлив, чем более он «мифологичен». Мир Гарри Поттера для нас – точка отсчета, основа создаваемой нами мифологической вселенной. Масла в огонь подливает тот факт, что сам наш «канон» создан на основе классических мифов – архитипов, которые в течение столетий определяли мировоззрение наших предков и являлись непреложной истиной. Прошло не так много времени, со времен Джордано Бруно и многим до сих пор проще верить в то, что земля плоская и стоит на трех китах. И для меня нет ничего удивительного в том, что огромное количество людей разных возрастов втянуто в мифотворчество посредством фанфикшна.
Миф – это не сказка, это видение мира. (Мифы современной культуры – это теория эволюции, механика Ньютона и т.п.). Конкретный фик – имеет автора и все признаки литературного произведения. Фанфикшн в целом, как явление, определяет нашу картину мира, поскольку все мы не столько занимаемся бумагомаранием, сколько «творим реальность».
Мифы принято классифицировать в соответствии доминирующей темой, которую они изображают. А теперь сделаем следующее – наложим эту вот принятую классификацию на тематические доминанты различных фиков.
1. Космогонические мифы. Обычно это самый важный миф в культуре, миф, который становится моделью для всех остальных мифов. Он повествует о том, как начал существовать весь мир.
В фанфикшне космогонические начала не выражены так ярко, как они того достойны. Рассматриваемый нами мир, загнан в стены Хогвартса. А потому истории, которые можно отнести к этому разделу обычно повествуют о четырех отцах-основателях школы Магии и Волшебства.
2. Эсхатологические мифы. Конец всех вещей.
Фики о разрушении Хогвартса и крушении магического мира. Таких произведений больше, чем «космогонических». Видимо сказывается природная людская кровожадность.
3. Мифы о героях культуры.
Самая популярная и разветвленная тема фанфикшна. Канонические герои ставятся авторами мифов в самые сложные и непредвиденные обстоятельства, в которых те либо «тонут», либо выпутываются из них самыми невероятными способами.
4. Мессия. В мифах о приходе Спасителя (мессианские мифы) эсхатологические темы сочетаются с темами возрождения и обновления.
Не менее популярная тема фикотворчества. Авторы привносят извне некое идеальное создание, которое благодаря своим выдающимся качествам становится спасителем и благодетелем волшебного мира. (Общепринятое название такого героя, независимо от половой принадлежности, – Мэри Сью).
2. Предопределение и судьба. В некоторых мифах божественная власть отмечена господством бога над роком.
Крайне популярная тема. Присутствует, так или иначе, в большинстве фанфиков. Обычно «дамоклов меч» висит над Гарри. Однако, фикописатели позаботились практически обо всех канонических героях и во власти рока перманентно оказываются: Дамблдор, Волдеморт, Джеймс Поттер, Северус Снейп и остальные составляющие «пантеона».
3. Высшие существа и небесные боги. Небо везде считается священным и соотносится или идентифицируется с высшими богами.
Тема освоена. В качестве «высшего существа» в нашем Фан-доме выступает мадам Роулинг…
4. Трансформация. Эти мифы включают в себя ритуалы инициации и "ритуалы превращения" (рождение, достижение зрелости, брак, смерть), а также космическую трансформацию. Крещение - это трансформация ритуала превращения.
Более чем освоенная тема. Плотно переплетается с «мифами о героях». Различные трансформации описываются чаще всего применительно к Гарри Поттеру, Драко Малфою, Северусу Снейпу.
Итак, как мы видим, классическая классификация мифов без натяжек ложится на фанфикшн по книгам о Гарри Потере. И теперь мы можем четко сформулировать ответы на заданные в начале данного исследования вопросы.
Что для нас фик? Фик – это воплощение картины мира, как мы ее видим. Наше личное восприятие исследуемой реальности.
Что для нас источник? Источник, а именно книги мадам Роулинг, - есть наш мир, в котором мы живем и творим. Мадам Роулиг – есть высшее существо, которому дано право управлять «системой» извне, и которое обладает исключительным абсолютным знанием и является воплощением истины.
Верна ли общепринятая классификация фика как литературного произведения?
С литературным произведением фикотворчество рознит несколько вещей. Во-первых, авторы не имеют никаких прав на свое произведение, а следовательно, его условно можно считать «народным». Во-вторых, создатели не преследуют никакой коммерческой выгоды и, в третьих, подавляющее большинство авторов фиков не имеют ни литературного образования, ни таланта, а лишь неподавляемое желание творить.

Мифология современного общества
или новая классификация фанфикшна
(навеяно названиями разделов сайта "Мифомания"

Все рассуждения в этой статье основаны на ГП-фанфикшне. Ситуация в других фэн-домах мне неизвестна, а потому обобщать остерегусь, тем более что источники подобного рода творчества разнятся и очень сильно.
Классификация чего-либо очень выгодная тема – очень благодатная и очень любимая маститыми и не очень профессорами. Львиная доля всех гуманитарных диссертаций строится именно на новой классификации «Черных квадратов» Малевича, стилевых направлений архитектуры этрусков, моделей ступ Бабы Яги и т.п. (нужное подчеркнуть). Логика классифицирования незамысловата и все классификации похожи друг на друга как однояйцовые близнецы. Выбирается объект классификации и выбирается признак, по которому собственно и происходит классификация – и вперед и с песней. С объектом всегда дело обстоит очень просто, а вот признак… Тут уже сложнее. Чем более неожиданны будут проведенные вами параллели, чем более идиотскими сделанные выводы – тем больше у вас шансов получить степень!.. Помнится, был на моей памяти случай, не относящийся правда к делу, но весьма занимательный – защищалась диссертация, в которой соискатель доказывал что такая-то и такая-то картина такого-то и такого то художника (подпись наличествует) НЕ принадлежит кисти этого художника. Прошло на ура, хотя никто ни на минуту не усомнился в подлинности подписи. Так к чему это я?.. Ах да – так вот – вся та диссертация была просто эдакой «зарядкой для хвоста», почти гениальной теорией построенной на заведомо неверном посыле. Такова гуманитарная наука! Одна сплошная «зарядка для хвоста». Вот и я не корысти ради, а токма для собственного удовольствия и удовлетворения жажду внести свою лепту в сонм различных классификаций, а заодно поразмять завалявшийся свой хвост. Итак!
Фанфикшн классифицируется в основном по рейтингу и по пэйрингу (на больших сайтах с локальной поисковой системой существует так же классификация по автору, дате написания и по языку). То есть классификация эта практически целиком и полностью соответствует классификации литературного произведения. Верно ли это? Что для нас фик?.. А что первоисточник?
Помнится на одном из тематических форумов возникал вопрос – верите ли вы в существование Хогвартса и Мира Роулинг? Ответы не отличались разнообразием – подавляющее большинство ответили абсолютно однозначно – да. Верить хочется до изнеможения, до физической боли. Для многих представителей Фан-дома, реальность Роулинг более реальна (прошу прощения за тавтологию), чем то, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни. Реален и мир, и герои созданные на страницах детской книжки. А потому мне кажется приемлемым, с рядом допущений, классифицировать фанфикшн не как литературные произведения, а как мифы. Что есть фанфикшн как не мифотворчество? Как не создаваемая нами картина реальности?
Мифология – это и выражение единства с миром, и попытка объяснить этот мир. Миф – это мироощущение, мировосприятие. Один из законов логики гласит, что невозможно познать систему, находясь внутри этой системы. Но пытаться то никто не запрещал! Миф – это и есть та самая попытка познать систему (под системой я понимаю окружающий нас мир). Что отличает хороший фик?.. Помимо очевидных вещей, - таких как элементарная грамотность и литературная одаренность, фик тем ярче и интереснее, чем более автор верит в реальность описываемого. Фик тем лучше, чем более автор «погружен в систему», фик тем более талантлив, чем более он «мифологичен». Мир Гарри Поттера для нас – точка отсчета, основа создаваемой нами мифологической вселенной. Масла в огонь подливает тот факт, что сам наш «канон» создан на основе классических мифов – архитипов, которые в течение столетий определяли мировоззрение наших предков и являлись непреложной истиной. Прошло не так много времени, со времен Джордано Бруно и многим до сих пор проще верить в то, что земля плоская и стоит на трех китах. И для меня нет ничего удивительного в том, что огромное количество людей разных возрастов втянуто в мифотворчество посредством фанфикшна.
Миф – это не сказка, это видение мира. (Мифы современной культуры – это теория эволюции, механика Ньютона и т.п.). Конкретный фик – имеет автора и все признаки литературного произведения. Фанфикшн в целом, как явление, определяет нашу картину мира, поскольку все мы не столько занимаемся бумагомаранием, сколько «творим реальность».
Мифы принято классифицировать в соответствии доминирующей темой, которую они изображают. А теперь сделаем следующее – наложим эту вот принятую классификацию на тематические доминанты различных фиков.
1. Космогонические мифы. Обычно это самый важный миф в культуре, миф, который становится моделью для всех остальных мифов. Он повествует о том, как начал существовать весь мир.
В фанфикшне космогонические начала не выражены так ярко, как они того достойны. Рассматриваемый нами мир, загнан в стены Хогвартса. А потому истории, которые можно отнести к этому разделу обычно повествуют о четырех отцах-основателях школы Магии и Волшебства.
2. Эсхатологические мифы. Конец всех вещей.
Фики о разрушении Хогвартса и крушении магического мира. Таких произведений больше, чем «космогонических». Видимо сказывается природная людская кровожадность.
3. Мифы о героях культуры.
Самая популярная и разветвленная тема фанфикшна. Канонические герои ставятся авторами мифов в самые сложные и непредвиденные обстоятельства, в которых те либо «тонут», либо выпутываются из них самыми невероятными способами.
4. Мессия. В мифах о приходе Спасителя (мессианские мифы) эсхатологические темы сочетаются с темами возрождения и обновления.
Не менее популярная тема фикотворчества. Авторы привносят извне некое идеальное создание, которое благодаря своим выдающимся качествам становится спасителем и благодетелем волшебного мира. (Общепринятое название такого героя, независимо от половой принадлежности, – Мэри Сью).
2. Предопределение и судьба. В некоторых мифах божественная власть отмечена господством бога над роком.
Крайне популярная тема. Присутствует, так или иначе, в большинстве фанфиков. Обычно «дамоклов меч» висит над Гарри. Однако, фикописатели позаботились практически обо всех канонических героях и во власти рока перманентно оказываются: Дамблдор, Волдеморт, Джеймс Поттер, Северус Снейп и остальные составляющие «пантеона».
3. Высшие существа и небесные боги. Небо везде считается священным и соотносится или идентифицируется с высшими богами.
Тема освоена. В качестве «высшего существа» в нашем Фан-доме выступает мадам Роулинг…
4. Трансформация. Эти мифы включают в себя ритуалы инициации и "ритуалы превращения" (рождение, достижение зрелости, брак, смерть), а также космическую трансформацию. Крещение - это трансформация ритуала превращения.
Более чем освоенная тема. Плотно переплетается с «мифами о героях». Различные трансформации описываются чаще всего применительно к Гарри Поттеру, Драко Малфою, Северусу Снейпу.
Итак, как мы видим, классическая классификация мифов без натяжек ложится на фанфикшн по книгам о Гарри Потере. И теперь мы можем четко сформулировать ответы на заданные в начале данного исследования вопросы.
Что для нас фик? Фик – это воплощение картины мира, как мы ее видим. Наше личное восприятие исследуемой реальности.
Что для нас источник? Источник, а именно книги мадам Роулинг, - есть наш мир, в котором мы живем и творим. Мадам Роулиг – есть высшее существо, которому дано право управлять «системой» извне, и которое обладает исключительным абсолютным знанием и является воплощением истины.
Верна ли общепринятая классификация фика как литературного произведения?
С литературным произведением фикотворчество рознит несколько вещей. Во-первых, авторы не имеют никаких прав на свое произведение, а следовательно, его условно можно считать «народным». Во-вторых, создатели не преследуют никакой коммерческой выгоды и, в третьих, подавляющее большинство авторов фиков не имеют ни литературного образования, ни таланта, а лишь неподавляемое желание творить.
P.S.
Интересная статья о "народности" фиков и пр., правда на англ., вот тут:
Вот тут: http://members.aol.com/janemort/fanfic.html
The Advantages of Fan-Fiction as An Art Form
спасибо - обязательно почитаю