Qui pro quo
Найти Рочестера, это вам не фунт... чего-нибудь. В моем представлении Эдвард Фейрфакс Рочестер не просто богатый аристократ со сложной судьбой. Рочестер – эдакий демон – манипулятор. Он ваятель, тщательно высекающий храм чувств в чужой душе, которая, как известно, для всех потемки,… но только не для него...
"А не разыграл ли мистер Рочестер комедию, вернее сказать, "трагедию" для Джейн со своей слепотой..." подумала я, перечитав в очередной раз «Джейн Эйр».
Только представьте себе развитие событий классического романа по сценарию авантюрного психологического триллера - детектива в стиле фильма «Игра» с Майклом Дугласом, когда в конце фильма весь сюжет ставится с ног на голову, и на протяжении всего повествования не понимаешь где реальность, а где мастерская мистификация.
Мистификации, как мы помним, очень в духе Эдварда Рочестера. Причем мистификации довольно масштабные. Игра в шарады или розыгрыш со старой цыганкой меркнут перед многофигурной стратегией под названием «Заставить Джейн ревновать». Сколько невольных статистов было вовлечено в этот спектакль, единственной целью которого было зацепить чувства маленькой гувернантки!
А что если и все остальное – и пожар в спальне Рочестера, и ранение Мейсона и срыв свадьбы «с последующим разоблачением», все это тоже ТЕАТР?.. О целях подобного поведения можно спорить, но как вариант - это могла быть «проверка чувств». Ну не был Эдвард уверен в чувствах Джейн. Слишком велика была социальная пропасть и разница в возрасте – это могла быть не любовь, а корысть. Слишком мало она видела в жизни мужчин, да и жизни вообще – это могла быть не любовь, а восторженность молоденькой неопытной барышни. Возможно, склоняя ее к совместной жизни, после спектакля со свадьбой, он проверял ее добродетель. Да мало ли?!..
И тут, проведя ее через такие сильные эмоции, он теряет своего единственного зрителя – Джейн сбегает. Переборщил малость…
Хочу сделать ремарку, что все сие театральное действо разыгрывается не холодным, расчетливым и бесчувственным роботом с извращенным чувством юмора, а страстным, как Отелло, влюбленным, но не уверенным в себе (рассказы о разочарованиях в женщинах, скорее всего, правдивы) человеком. Поэтому последующие события после незапланированного побега предмета обожания вполне могли быть импульсивным порывом впавшего в отчаяние Эдварда. Он поджигает поместье и самую эффектную часть спектакля – пожар в Торнфилде - Джейн пропускает.
Взяв себя в руки, Эдвард начинает методичные поиски пропавшей возлюбленной, подключая уже участвовавших в его постановках людей. Поверенный из Лондона, начинает рассылать письма и давать объявления в газетах о поиске богатой наследницы - Джейн Эйр. Мифический, так вовремя умерший дядя с Мадейры нужен Эдварду, чтобы сделать Джейн независимой, - ведь мы помним, что его устроит только искренняя «любовь до гроба» и никаких полутонов. А посему – Джейн должна быть богата и независима и именно в этом статусе принять решение остаться с Эдвардом.
Дядя был давней заготовкой – еще со времен «досвадебных», но разыграть эту карту до конца Эдвард не успел. Была проведена только подготовительная работа с умирающей тетей Рид, которой за спектакль с письмом была обещана солидная сумма. Ну сами подумайте – с чего вдруг тетя делает неожиданно доброе дело для человека, которого ненавидит сильнее всех на белом свете? Корысть! Ведь тетя надеялась выжить.
Теперь же, когда Джейн пропала, дядя с Мадейры оказывается как никогда кстати. С его помощью Рочестер находит Джейн и некоторое время наблюдает за ней и за развитием ее отношений с Сент-Джоном. Какими конкретно средствами была реализована блестящая сцена с призрачным голосом «Джейн! Джейн! Джейн!» не так уж важно, но она возымела то самое воздействие, на которое рассчитывал Эдвард. Джейн бросается на поиски Рочестера…
Последняя сцена была поставлена Эдвардом Рочестером безупречно – в духе трагедий великих античных авторов. Развалины Торнфилда, жуткие шрамы от ожогов (травмы вполне могли быть реальными – ведь замок сгорел на самом деле), слепота – прекрасные декорации и грим для финального акта демонической пьесы. Покорный судьбе, но не сломленный Герой с надрывом повествует о мистическом видении, когда он в отчаянии воззвал к ней через горы и леса «Джейн! Джейн! Джейн!» и она ответила ему!!! Даже если бы Джейн уже не была влюблена, влюбилась бы в это самое мгновение…
Слепота, конечно, была разыграна – ведь мы помним, что зрение чудесным образом вернулось к Рочестеру позднее.
…. Уж я то знаю, как оно все было на самом деле!
"А не разыграл ли мистер Рочестер комедию, вернее сказать, "трагедию" для Джейн со своей слепотой..." подумала я, перечитав в очередной раз «Джейн Эйр».
Только представьте себе развитие событий классического романа по сценарию авантюрного психологического триллера - детектива в стиле фильма «Игра» с Майклом Дугласом, когда в конце фильма весь сюжет ставится с ног на голову, и на протяжении всего повествования не понимаешь где реальность, а где мастерская мистификация.
Мистификации, как мы помним, очень в духе Эдварда Рочестера. Причем мистификации довольно масштабные. Игра в шарады или розыгрыш со старой цыганкой меркнут перед многофигурной стратегией под названием «Заставить Джейн ревновать». Сколько невольных статистов было вовлечено в этот спектакль, единственной целью которого было зацепить чувства маленькой гувернантки!
А что если и все остальное – и пожар в спальне Рочестера, и ранение Мейсона и срыв свадьбы «с последующим разоблачением», все это тоже ТЕАТР?.. О целях подобного поведения можно спорить, но как вариант - это могла быть «проверка чувств». Ну не был Эдвард уверен в чувствах Джейн. Слишком велика была социальная пропасть и разница в возрасте – это могла быть не любовь, а корысть. Слишком мало она видела в жизни мужчин, да и жизни вообще – это могла быть не любовь, а восторженность молоденькой неопытной барышни. Возможно, склоняя ее к совместной жизни, после спектакля со свадьбой, он проверял ее добродетель. Да мало ли?!..
И тут, проведя ее через такие сильные эмоции, он теряет своего единственного зрителя – Джейн сбегает. Переборщил малость…
Хочу сделать ремарку, что все сие театральное действо разыгрывается не холодным, расчетливым и бесчувственным роботом с извращенным чувством юмора, а страстным, как Отелло, влюбленным, но не уверенным в себе (рассказы о разочарованиях в женщинах, скорее всего, правдивы) человеком. Поэтому последующие события после незапланированного побега предмета обожания вполне могли быть импульсивным порывом впавшего в отчаяние Эдварда. Он поджигает поместье и самую эффектную часть спектакля – пожар в Торнфилде - Джейн пропускает.

Взяв себя в руки, Эдвард начинает методичные поиски пропавшей возлюбленной, подключая уже участвовавших в его постановках людей. Поверенный из Лондона, начинает рассылать письма и давать объявления в газетах о поиске богатой наследницы - Джейн Эйр. Мифический, так вовремя умерший дядя с Мадейры нужен Эдварду, чтобы сделать Джейн независимой, - ведь мы помним, что его устроит только искренняя «любовь до гроба» и никаких полутонов. А посему – Джейн должна быть богата и независима и именно в этом статусе принять решение остаться с Эдвардом.
Дядя был давней заготовкой – еще со времен «досвадебных», но разыграть эту карту до конца Эдвард не успел. Была проведена только подготовительная работа с умирающей тетей Рид, которой за спектакль с письмом была обещана солидная сумма. Ну сами подумайте – с чего вдруг тетя делает неожиданно доброе дело для человека, которого ненавидит сильнее всех на белом свете? Корысть! Ведь тетя надеялась выжить.
Теперь же, когда Джейн пропала, дядя с Мадейры оказывается как никогда кстати. С его помощью Рочестер находит Джейн и некоторое время наблюдает за ней и за развитием ее отношений с Сент-Джоном. Какими конкретно средствами была реализована блестящая сцена с призрачным голосом «Джейн! Джейн! Джейн!» не так уж важно, но она возымела то самое воздействие, на которое рассчитывал Эдвард. Джейн бросается на поиски Рочестера…
Последняя сцена была поставлена Эдвардом Рочестером безупречно – в духе трагедий великих античных авторов. Развалины Торнфилда, жуткие шрамы от ожогов (травмы вполне могли быть реальными – ведь замок сгорел на самом деле), слепота – прекрасные декорации и грим для финального акта демонической пьесы. Покорный судьбе, но не сломленный Герой с надрывом повествует о мистическом видении, когда он в отчаянии воззвал к ней через горы и леса «Джейн! Джейн! Джейн!» и она ответила ему!!! Даже если бы Джейн уже не была влюблена, влюбилась бы в это самое мгновение…

Слепота, конечно, была разыграна – ведь мы помним, что зрение чудесным образом вернулось к Рочестеру позднее.
…. Уж я то знаю, как оно все было на самом деле!

Спасибо! Развить бы до "Записок Рочестера"... была бы славная шутка
Развить бы до "Записок Рочестера"... была бы славная шутка
Я бы почитала
Я бы тоже почитала с удовольствием
Да и изобразить всю эту мистическую сцену может быть и не так сложно, подговорив Сент-Джона, который от подобной аферы получил немало, как и его семья. К тому же еще один повод проверить чувства Джейн, не променяет ли она бывшего "хозяина" на молодого красавца.
Весьма цинично, но как версия довольно интригующа